Традиции первой брачной ночи

 

Финишным завершением каждого свадебного торжества является первая брачная ночь. Казалось бы, все предельно ясно, и о каких традициях может идти речь? Но, тем не менее, все, что касается свадьбы от самого ее начала до завершения, в том числе и брачной ночи, окутано и пропитано свадебными традициями, поверьями. Давайте заглянем на страницы истории, в раздел традиции первой брачной ночи.

В те далекие времена, пожалуй, как и сейчас практиковались добрачные отношения (встречания, совместная жизнь). До ХХ века в некоторых деревнях активно практиковался так званный «пробный брак» (нынешний гражданский брак), когда невеста и жених начинали совместную жизнь. Венчание как впрочем, и свадьба, справлялась только после того, как у пары появлялся первенец. Духовенство и церковь пыталась искоренить такие аморальные традиции, но, тем не менее, без особого успеха. Потому как некоторые попы из глухих деревушек сами практиковали такие отношения.


В те далекие времена встречались довольно занятные традиции первой брачной ночи. Когда-то было принятым на свадьбе, каждому мужику «потискать» невесту, да так чтобы это смахивало на имитацию полового акта, чтобы невеста знала к чему готовиться. Также на свадьбе могли раздеть невесту, до нижней рубашки, по традиции это делал отец, старший брат или свидетель.


Конечно же, такие традиции первой брачной ночи могли и всполохнуть неопытного супруга. Если же благоверный не справлялся со своими обязанностями в первую брачную ночь, ему давалось еще две попытки. Тем же, кто совсем «опозорился», находили подходящую опытную замену – старшего родственника, крестного, иногда свадебного музыканта или самого опытного в этом деле гостя.


В некоторых регионах первую в традиции первой брачной ночи входила проведение этой самой ночи не тет-а-тет, а с один из старших братьев жениха. В случае если младшенький не мог справиться с невестой, то старший принимался за дело.


Как ни пытались устои и доктрины христианства привить чистоту и святость брачного ложа, жители Руси так и остались по своей натуре язычниками со своими взглядами и традициями.

В мире также существует множество традиций первой брачной ночи, в каждой стране и культуре они разные. В некоторых странах практикуется воздержание в первую брачную ночь. На некоторых континентах практикуются ночные побоища новобрачных, молодые в прямом смысле дубасят друг друга до тех пор, пока не убедятся в том, что на ближайшее будущее у них не осталось злобы, которая может проявиться в супружеской жизни.

- В племенах Центральной Австралии, Центральной Америки, на Маркизских островах и в Новой Гвинее перед свадьбой пожилая женщина лишает девушку невинности костяным ножом или пальцем. Затем все мужчины из клана, к которому принадлежит жених, по очереди совокупляются с невестой, и только после этого она передается будущему супругу;

- Жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, в древности лишали девочек девственности при помощи куриного яйца;

- У древних жителей Балеарских островов с невестой сначала ложился самый старший и почетный из гостей, затем следовали другие в зависимости от ранга и возраста. Жених был последним, кто удостаивался этой чести;

- В папуасском племени арунто вся тяжесть этого интимного процесса ложилась на плечи друзей мужа. Незадолго до свадьбы жених просил двоих-троих приятелей похитить невесту и сорвать красный цветок ее невинности. С этого момента и до самой свадьбы все мужчины племени могли прийти в ее дом и "опробовать" новоиспеченную женщину;

- В Северной Африке в начале нашей эры в первую брачную ночь все гости по очереди совокуплялись с невестой, и каждый гость дарил ей специально приготовленный подарок;

- У народа, жившего в Индии, на свадьбу для этой цели приглашался мужчина со стороны. Он оставался в деревне на одну ночь и вступал в половой контакт с невестой;

- В Древнем Египте. В определенный день девственница приходила в храм Великой Богини и отдавалась первому подвернувшемуся мужчине;

- У древних скандинавских племен с наступлением темноты перед первой брачной ночью волхв утаскивал девственницу в лес, разжигал костер и приносил богине Фрие жертву - лося или кабана. И только после этого совершал с девушкой ритуальное соитие и лишение девственности;
В средние века роль волхва унаследовал феодал, причем лишение девственности крепостных девушек было не только его правом, но и священной обязанностью. Владетельным графам и герцогам в год приходилось дефлорировать до сотни девственниц. В некоторых областях России такая практика оставалась вплоть до отмены крепостного права.

В Европе этот обычай просуществовал до XVII - XVIII веков в различных странах. В Швейцарии это право исчезло в конце XVI века, в некоторых германских государствах оно в это время стало заменяться выкупом, данью. В Баварии этот обычай существовал до XVIII века.

В русских традициях, брачная ночь (подклет), - это один из основных свадебных обрядов, физическое и правовое скрепление брака. Брачная ночь обычно следовала за венчанием и свадебным пиром и проходила в доме родителей жениха. В южнорусских губерниях, там, где после венчания новобрачные возвращались в родительские дома, ее устраивали в доме родителей невесты до главного свадебного пира.

Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: подклет, клеть, горница, чулан, сенник, баня, амбар, иногда хлев или овчарня.

При этом использовались постельные принадлежности из приданого невесты. Высокое брачное ложе сооружали на деревянном настиле. На доски укладывали мешки с мукой, ржаные снопы, несколько матрасов, набитых сеном, иногда перину, множество подушек. Все это покрывали белой простыней с вышитым подзором, спускавшимся до самого пола, красивым одеялом. Постель для новобрачных застилали постельницы — свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После того как устройство брачного ложа было закончено, постельницы укладывали под него кочергу, сковородник, несколько поленьев и обходили постель с веткой рябины или можжевельника, которую потом втыкали в стену.

Считалось, что кочерга, сковородник, можжевельник, рябина могут обеспечить новобрачным защиту от злых сил, мешки с мукой и ржаные снопы - благополучие в совместной жизни. Поленья же символизировали будущих детей: чем больше положить поленьев под ложе новобрачных, тем больше будет у них детей. На брачную постель молодых провожали дружка, свашки, иногда все свадебники, т. е. все приглашенные на свадебный пир. Проводы новобрачных сопровождались хохотом, шумом, прибаутками, эротическими наставлениями, песнями. Свадебники, провожавшие новобрачных на постель, хором пели.

Первым в брачную комнату обычно входил дружка и несколько раз ударял по постели кнутом, отпугивая нечистую силу. В ряде мест России существовал обычай, по которому дружка должен был заплатить постельницам выкуп. Дверь спальной комнаты закрывали на замок и ставили снаружи клетника — охранника, в его задачу входило охранять новобрачных от нечистой силы, которая могла их испортить, и отгонять подзагулявших свадебников.

Оставшись одни, новобрачные должны были выполнить ряд утвержденных традицией обрядовых действий, обеспечивавших, по поверью, согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Так, например, перед тем как лечь в постель, новобрачным полагалось съесть курицу и хлеб. Причем хлеб рассматривался как символ будущего богатства молодых, а курица — как знак их будущей плодовитости.

Согласная супружеская жизнь, с точки зрения крестьян, достигалась покорностью жены мужу. Новобрачной приходилось продемонстрировать смирение, сняв сапоги с мужа. Этот старинный обычай упоминался еще в первой русской летописи — в «Повести временных лет». Желание быть хозяином в семье новобрачный демонстрировал, заставляя невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель.

Во время брачной ночи к молодым несколько раз заходил дружка, справляясь о том, состоялся ли половой акт. По обычаю, распространенному почти во всех местностях России, дефлорация девушки в первую брачную ночь была обязательной. Если все заканчивалось благополучно, дружка оповещал об этом пирующих гостей, а молодых или выводил к гостям, или же оставлял в спальной комнате до утра. Обрадованные гости запевали частушки эротического содержания, в которых рассказывалось о событии, происшедшем между женихом и невестой.

Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки. Будили обычно те, кто отводил молодых в спальню (дружка, свашки, иногда родители, свадебники), стуком в дверь, криками, звоном колокольчиков, битьем горшков о дверь или порог комнаты, одергиванием одеяла, обливанием водой. Оповещение родни, гостей и всей деревни о том, что невеста до свадьбы, сохранила или, наоборот, утратила «честно-похвально девичество», происходило через обрядово-игровые действия. Так, например, в селах Пермской губернии, в случае если новобрачная оказалась «честной», дом молодоженов украшали полотенцами и скатертями с красными вышивками. Такие же полотенца дружка привязывал к дугам лошадей, отправляясь к родителям новобрачной.

Во Владимирской губернии о целомудренном поведении девушки до свадьбы свидетельствовала брачная простыня, вывешенная в переднем углу избы. В некоторых деревнях свадебники во главе со свашкой и дружкой с гиканьем, криками, звоном и шумом ездили по деревне, размахивая, как флагом, рубашкой новобрачной.

В станицах донских казаков всем гостям второго дня свадьбы прикалывалась гроздь калины. Нередко при благополучном исходе брачной ночи начинали бить горшки, приговаривая: «Сколько кусочков, столько сыночков, сколько в лесу кочек, столько дочек».

В случае «нечестности» молодой женщины, утратившей девственность до брака, ее родителям надевали на шею хомут, отцу новобрачной подавали пиво в дырявом стакане. Такому же унижению подвергалась и сваха: «Свахе первая чарка и первая палка».

Требование целомудрия от невесты, а в некоторых деревнях и от жениха, диктовалось представлениями крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину могло произойти только в ходе выполнения обрядов, соблюдаемых в определенном порядке.

Нарушение их последовательности рассматривалось как нарушение хода жизни, посягательство на ее основы. Существовало представление, что девушка, потерявшая девственность до брака, будет бесплодной, рано останется вдовой или оставит вдовцом мужа, что семье грозят голод и нищета.

Брачная ночь считалась очень важным обрядом свадебного ритуала.
Она заканчивала серию обрядовых действий, связанных с переходом девушки и парня из одной половозрастной категории в другую. Этот переход на символическом уровне осмыслялся как смерть и воскресение. Девушка и парень после брачной ночи, по древним представлениям, возрождались в новом качестве, что выражалось в перемене прически, головного убора, одежды, поведения. Брачная ночь превращала парня, в юношу, молодца в молодого, а девушку, девку, девицу, деву в молодицу, молодушку, молодку.

На сегодняшний день, условность первой брачной ночи достигла своего предела, так как не связана ни с какими обрядами и зависит исключительно от ценностной ориентации молодоженов. Нередко первая ночь любви у новобрачных происходит задолго до свадьбы. С другой стороны, встречаются такие случаи, когда первый сексуальный контакт супругов имеет место спустя долгое время после церемонии бракосочетания. И все еще, несмотря на условность происходящего, новобрачные стараются сделать первую ночь после заключения брака особенной, необычной и запоминающейся, так как считают, что это особый свадебный ритуал, и это таинство двух влюбленных, которые решили посвятить себя друг другу. Поэтому очень важно, чтобы эта ночь стала по истине волшебной и незабываемой ночью любви. Будьте внимательны и нежны друг к другу, постарайтесь сделать так, чтобы она была полна нежности и романтики.

‹ Предыдущая Следующая ›

Мы ВКонтакте: vk.com/womenswhim